А. Я. ([info]and2u) wrote,
@ 2006-04-18 18:51:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Илларионов в роли жулика

7 марта 2006 г. Илларионов выступил в Институте Катона и...
был уличен в подтасовках данных: см. Дитвальд Клаус. Современный Джордж Кеннан? Еще один взгляд на Андрея Илларионова // Johnson's Russia List, США, 05 апреля 2006 г.

Автор статьи на конкретных примерах показывает, что Илларионов «просто занимается эконометрическим жульничеством», что «доклад г-на Илларионова также является классическим примером выборочного и вводящего в заблуждение использования статистических данных ради того, чтобы доказать произвольное утверждение», и заключает: «...создается впечатление, что он не только не прав, а прямо таки нечистоплотен».

Можно было бы обвинить автора в политической ангажированности, но со статистикой у Илларионова действительно плохо :-(

«Какой печальный конец блистательной карьеры» © Дитвальд Клаус



(Post a new comment)


[info]bbb
2006-04-18 04:44 pm UTC (link)
Должен сказать, что текст этого загадочного "Дитвальда Клауса" (который местом своего проживания называет "Киров, Россия") совершенно беспомощен.

Из ста слайдов (http://www.cato.org/realaudio/illarionov-2006-03-07.ppt) сколько-нибудь вразумительно раскритиковать он смог только один, слайд номер 82, где сравниваются темпы роста России и других стран за пятилетние периоды. При этом "Клаус", как и следовало ожидать, за обвинениями Илларионова в жульничестве скрывает жульничество собственное.

Например, "Клаус" заявляет, что "The only thing these time periods have in common is that they are all longer than 5 years" (http://www.cdi.org/russia/johnson/2006-80-13.cfm - я привык ссылаться на первоисточник, а не перевод или пересказ), в то время как на слайде прямо объясняется: страны сравниваются "during periods of high oil prices (periods no less than 6 years)". И кто, получается, соврамши? Да, Илларионов не сравнивает Россию с арабскими странами за последние пять лет, и это можно поставить ему в упрек (на самом деле они росли медленнее России), но он зато сравнивает ее с нефтеэкспортерами Казахстаном и Азербайджаном за последние пять лет (которые расли быстрее) - а об этом "Клаус" умалчивает.

Вот другое обвинение "Клауса":

Mr. Illarionov is even more off the mark on the general state of domestic politics, where he compares the political situation of Russia to that of Zimbabwe, currently ruled by the racist militarist strong man Robert Mugabe whose policies have resulted in the whole-sale prosecution of ethnic minorities, streams of refugees fleeing the country, the collapse of the economy, and famine. One does not have to live in Russia or even know much about Russian affairs to take issue with this point: even the most skeptical observer of Russia’s current politics has to admit that while Russia may not have a picture book democracy, comparing it to Zimbabwe is beyond the pale ­ intellectually on par with those college students who accuse George W. Bush of being a new Hitler.

О чем же идет речь на самом деле? Очевидно, о слайде 53, где показаны тренды показателя "свободы выборов" в России и Зимбабве. Рассчитан он, как я понимаю, вовсе не Илларионовым; можно обсуждать и оспаривать природу этого показателя, но "Клаус" этого не делает, а просто жульнически использует слово "compares" - которое может интерпретироваться и как "сравнивает", и как "уравнивает". Из слайда видно, что индикатор этот в России и Зимбабве все время РАЗНЫЙ, а вот его динамика ОДИНАКОВА.

Остальные претензии "Клауса" обсуждать бессмысленно, потому что они не относятся к цифрам и графикам презентации и представляют собой его личные оценки (например, что думают бизнесмены о деле ЮКОСа, какова объективность новостных передач телевидения, и следует ли трансляцию западных фильмов считать доказательством того, что антизападной пропаганды нет).

Вывод: хотя выступления Илларионова неоднократно были объектом серьезного разбора и критики со стороны экономистов, хотя в этом его выступлении имеются более или менее очевидные слабые места - рассматривать критику со стороны "Клауса" всерье не представляется возможным.

(Reply to this)(Thread)


[info]and2u
2006-04-19 11:02 am UTC (link)
Отлично. Спасибо!

А что Вы скажете про сравнение "сравнение действительного и потенциального роста ВВП" (слайд 81)? Откуда взялась у Илларионова взялась оценка потенциального роста в 2005 г. в 15,3%?

Слайд 82 действительно показательный: сравнивать рост Арабских Эмиратов за период 1971-1980 с ростом России в 1999-2005 - это сильно. Данные очевидно несоповставимы.
Особенно умиляет "среднее значение" 12% за разные периоды времен. Иначе как "издевательством над корректной научной методологией" вслед за автором статьи это назвать нельзя. При все желании не могу увидеть в данном примере "жульничества" г-на Дитвальда. С Казахстаном и Азербайджаном сравнивать можно, но каков "физический" смысл этих сравнений? И, кстати, Ваше утвреждение "арабские страны росли медленнее России" на чем основано? Навскидку: рост GDP в ОАЭ - 6,5% "в последние годы".


(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]bbb
2006-04-19 01:48 pm UTC (link)
А что Вы скажете про сравнение "сравнение действительного и потенциального роста ВВП" (слайд 81)? Откуда взялась у Илларионова взялась оценка потенциального роста в 2005 г. в 15,3%?

Полагаю, что рассчитал по каким-то своим моделям. Возможно, на презентации он об этом рассказал детальнее. Можете написать ему в инстутит и спросить поподробнее. Не сомневаюсь, что эти расчеты можно оспорить - как и любые такого рода умозрительные модели (которыми я, например, никогда не пользуюсь). Но жульничества здесь, понятное дело, никакого нет.

Слайд 82 действительно показательный: сравнивать рост Арабских Эмиратов за период 1971-1980 с ростом России в 1999-2005 - это сильно. Данные очевидно несоповставимы.

Не очевидно - потому что речь идет о периодах резкого скачка цен на нефть. Цель слайда понятна - показать, что в период скачка цен нефтедобывающие страны могут расти очень быстро вне зависимости от проводимой экономической политики, то есть что русские результаты последних пяти-шести лет ничего особенного не представляют и обусловлены внешними, посторонними факторами. Что этот слайд не вполне удачный - никто не спорит, но Илларионов ведь не скрывает от слушателей, что временные периоды для разных стран на его слайде разные. Зато "разоблачитель" Илларионова скрывает от своих читателей, что эти периоды подобраны не случайно, а в соответствии со схожей динамикой нефтяных цен; точно так же скрывает он наличие в слайде Азербайджана и Казахстана за вполне сопоставимые периоды. Я полагаю это именно жульничеством. Линк на слайды он не дает; вы, например, доверились ему, не попытавшись найти эти слайды; так что жульничество налицо.

Это не говоря уже о том, что из ста слайдов Дитвальд худо-бедно разобрал в лучшем случае два, и в обоих случаях, как мы видим, сильно (и успешно) постарался исказить их содержание. Даже если бы эти два слайда оказались совершенно неверными (что, как мы видим, ни малейшим образом не доказано) - объявлять на этом основании всю презентацию жульнической, а ее автора жуликом может именно что сам жулик и мошенник.

Лично я думаю, что было бы вполне достаточно оставить только эти две страны. "Физический смысл" этого сравнения был бы только усилен - то есть что темпы нашего роста обусловлены не успешной экономической политикой России, а успешной экономической политикой Китая, вызвавшей скачок спроса на нефть и, соответственно, цен на нефть.

И, кстати, Ваше утвреждение "арабские страны росли медленнее России" на чем основано? Навскидку: рост GDP в ОАЭ - 6,5% "в последние годы".

На самом деле это даже не важно. Страны Залива росли медленно в 2000-2002 годах, потом ускорились, и что там среднее за шесть лет, можно смотреть, а можно и не смотреть (мне показалось, что Саудовская Аравия вроде бы существенно медленнее получается); я ко всем этим цифрам "роста ВВП" отношусь крайне скептически в любом случае. Просто если они росли НЕ медленнее России, то тем самым снимается даже тот упрек Илларионову, который еще можно было бы сделать (что он подобрал "удобные" периоды). Так что если вы правы и арабы росли не медленнее России - это камень из огорода Илларионова прямиком в огород Дитвальда :)))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]and2u
2006-04-19 03:21 pm UTC (link)
Я слайды посмотрел "по диагонали" еще в тот момент, когда они были опубликованы на cato.ru. Автор статьи - не авторитет (он вообще, кажется, учитель), читая его статью (также "по диагонали") я обратил внимание на критику конкретных статданных, рассмотрел указанные слайды поподробнее (повторно) и вынужден был с
ним согласиться: представленные в слайдах статматериалы не выдерживают
проверки "на вшивость". Рост ОАЭ в 1999-2005 (на "пике цен") сопроставим с ростом России, egro, Илларионов а) передергивает или б) честно заблуждается. Точка.
Человек его уровня врядли может "честно заблуждаться" и при этом усреднять средние величины процентов роста GDP в разных странах за разные периоды времени, ибо это статистически безграмотно и экономически бессмысленно. Да, еще есть вариант: слайды неправильно нарисованы :-)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]bbb
2006-04-19 03:35 pm UTC (link)
Рост ОАЭ в 1999-2005 (на "пике цен") сопроставим с ростом России, egro, Илларионов а) передергивает или б) честно заблуждается. Точка.

Понятно, что потеря этого слайда никак всерьез на презентации не скажется; если уж его оставлять, то лучше всего было бы вообще убрать арабские страны, оставив Азербайджан и Казахстан как более релевантные объекты сравнения. Собственно, сам Илларионов с этим согласен.

При этом, естественно, тот факт, что рост в ОАЭ сравним с ростом России, ничего из илларионовских тезисов не опровергает. Правда, и не доказывает.

Короче, так и надо говорить - один слайд из ста кажется мне неправильным. К остальным 99 слайдам реальных претензий, получается, нет.

Думаю, таким результатом автор презентации должен гордиться.

С вашего позволения, я на этом закончу разбор содержания этой статьи. Есть отдельный вопрос о ее происхождении (как это письмо попало в Джонсон Лист, как оперативно была переведена и помещена в Инопрессу и т.д.), но я в него не полезу.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]and2u
2006-04-20 09:35 am UTC (link)
Вспонился фрагмент из дневников Йона Тихого:

- Представьте себе, - говорил он, - что когда в Египте царствовал
Аменготеп Четвертый из Фиванской династии, на Борелии встретились два
Медлита. Один из них спросил: "Что нового?" После этого были сооружены
Пирамиды, Александр Македонский покорил Азию и дошел до Тихого океана;
Греция была покорена Римом; образовалась Римская империя германского
народа; шли крестовые походы; ислам боролся с христианством; кипели войны
Алой и Белой Розы, Тридцатилетняя война, Столетняя война... а другой
Медлит все еще не отвечал, и только когда немцы победили Францию под
Седаном, борелианское чудовище ответило: "Ничего нового..." Так
невероятно, неслыханно медленно протекает жизнь этих поразительных
созданий; я могу сказать это спокойно, ибо сам их видел и исследовал.
Тут терпение у меня иссякло.
- То, что вы рассказали, - холодно произнес я, - это низкая ложь.
Став центром всеобщего внимания, я объяснил:
- Александр Великий никогда не доходил до Тихого океана, ибо, как
хорошо известно, вернулся с пути в 325 году до нашей эры.


:-)

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…