А. Я. (and2u) wrote,
А. Я.
and2u

Похоть знания

Три губительные для человека страсти: libido sentiendi (похоть чувства), libido sciendi (похоть знания), libido dominandi (похоть власти). © Янсений «О преобразовании внутреннего человека»

Слушал по дороге лекцию Петра Рябова про Паскаля, вспоминал «Ле тро мускетЕр» и... Рябов говорит, что с работы Янсения началось «первое обращение» Паскаля к экзистенциализму. Общепринятая, похоже, точка зрения. Но Янсений не оригинален, он цитирует Августина: «Есть здесь и еще один вид искушения, несравненно более опасный. Кроме похоти плоти, требующей наслаждений и удовольствий для всех внешних чувств, губящей слуг Твоих, удаляя их тем от Тебя, те же внешние чувства внушают душе желание не наслаждаться через плоть, а исследовать через нее. Это — пустое и жадное любопытство, которое рядится в пышные одежды знания и науки. Оно стремится познавать, а поскольку из всех телесных чувств зрение наиболее пригодно для этого, то вожделение сие и называется в Писании «похотью очей» (Исповедь, Книга 10). Августин, в свою очередь, интерпретирует первое послание Иоанна: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (I Иоанн, II, 16). Получается, libido sciendi - это прямое заимствование из Иоанна с подстановкой, а антисциентизм (в экзистенциализме) - результат lost in translation.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments